Вера или традиция?
by
Даша Жданова
Изучать теорию религии и
историю церкви – это все равно что писать реферат по физкультуре вместо
физкультуры (у меня в классе такие были). Пробежать сто метров, натурально,
полезнее, чем написать такой реферат.
При этом мне кажется, что многие люди, относящие себя к церкви, все время готовят такие «рефераты по религии» – и простые верующие, и священники. Овладевают специальной терминологией, знают церковнославянский, происхождение праздников и историю церкви.В протестантским церквях это теоретизирование, наверняка, принимает другие формы, но сомневаюсь, что его там намного меньше. При этом практика веры предельно проста – люби ближнего, признавай свое несовершенство. Но эта практика неизбежно отходит на второй план, когда в церкви так много глубокой традиционной культуры, которую пойди еще пойми. Но можно сколько угодно изучать состав океанической воды, но научиться плавать – это совсем другое, и это непередаваемое чувство.
Я, честно говоря, с сомнением отношусь к специальным религиозным учебным заведениям – к семинариям, например. Потому что я сомневаюсь, что у будущих священников есть в программе «упражнения по смирению» или «практикум по любви к ближнему». При этом есть масса атеистов, которые знают изучаемые в семинарии предметы на уровне кандидата наук, и тем не менее остаются атеистами. И эти атеисты наивно уверены, что зная столько теории религии, они могут объективно сделать выбор в пользу атеизма, при том, что они никогда не практиковали веру. А ведь практиковать веру, как и плавать, может любой ребенок.
При этом живые переживания веры ни с чем не сравнимы, несмотря на то, что «практика веры» предельно проста. Подробно знать историю религии – это все равно, что выучить сюжет «Анны Карениной» по краткому содержанию. Лучше уж прочитать одну страницу реального романа, чем знать все содержание по пересказу. И как бы ни была глубока и прекрасна «религиозная культура», нужно очень стараться, чтобы она не заслонила собой просто веру.
При этом мне кажется, что многие люди, относящие себя к церкви, все время готовят такие «рефераты по религии» – и простые верующие, и священники. Овладевают специальной терминологией, знают церковнославянский, происхождение праздников и историю церкви.В протестантским церквях это теоретизирование, наверняка, принимает другие формы, но сомневаюсь, что его там намного меньше. При этом практика веры предельно проста – люби ближнего, признавай свое несовершенство. Но эта практика неизбежно отходит на второй план, когда в церкви так много глубокой традиционной культуры, которую пойди еще пойми. Но можно сколько угодно изучать состав океанической воды, но научиться плавать – это совсем другое, и это непередаваемое чувство.
Я, честно говоря, с сомнением отношусь к специальным религиозным учебным заведениям – к семинариям, например. Потому что я сомневаюсь, что у будущих священников есть в программе «упражнения по смирению» или «практикум по любви к ближнему». При этом есть масса атеистов, которые знают изучаемые в семинарии предметы на уровне кандидата наук, и тем не менее остаются атеистами. И эти атеисты наивно уверены, что зная столько теории религии, они могут объективно сделать выбор в пользу атеизма, при том, что они никогда не практиковали веру. А ведь практиковать веру, как и плавать, может любой ребенок.
При этом живые переживания веры ни с чем не сравнимы, несмотря на то, что «практика веры» предельно проста. Подробно знать историю религии – это все равно, что выучить сюжет «Анны Карениной» по краткому содержанию. Лучше уж прочитать одну страницу реального романа, чем знать все содержание по пересказу. И как бы ни была глубока и прекрасна «религиозная культура», нужно очень стараться, чтобы она не заслонила собой просто веру.